Ежедневная организация жизни и деятельности детей
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Одно из ведущих мест в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, непосредственно образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 ч, малышей до трех лет — определяется в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 ч, из которых 2,0-2,5 ч отводится дневному сну. Детей, которые трудно засыпают и чутко спят, укладываются первыми и поднимаются последними. Присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне во время сна детей обязательно.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 ч. Прогулку организовываем дважды в день: в первой половине — до обеда и во второй — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Для детей до 4 лет прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус
15 °С и скорости ветра более 15 м/с, а для детей 5-7 лет — при температуре воздуха ниже минус 20 °С и скорости ветра более 15 м/с.
При проведении режимных процессов придерживаемся следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Компоненты и содержание режима пребывания детей в ДОУ
Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 1.5 до 3 лет | Регламент | Примерное распределение времени в день | |||
Содержание образования | 1. Регламентированная деятельность (занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.: | ежедневно/кол-во в неделю/месяц | 30 минут, в т.ч. | ||
НОД | ежедневно.100 мин. в неделю, 400 минут в месяц | 2 раза в день по 10 минут — 20 минут | |||
Утренняя гимнастика | ежедневно | 5 минут | |||
Развлечение, праздник | 1 раз в неделю | 5 минут | |||
Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 10 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме. | |||||
Содержание образования | 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.: | ежедневно | 4 часа 15минут, в т. ч. | ||
игра | ежедневно | 75 минут | |||
двигательная деятельность | ежедневно | 60 минут | |||
предметно-практическая, обследовательская деятельность | ежедневно | 80 минут | |||
чтение книг, рассказывание, познавательное общение | ежедневно | 10 минут | |||
воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов | ежедневно | 25минут | |||
психолого-педагогическое сопровождение | ежедневно | 5 минут | |||
Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой. | |||||
Содержание присмотра и ухода | 3. Организация режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | 7 часов | ||
сон | ежедневно | 150 минут | |||
прогулка | 2 раза в день | 110 минут | |||
гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) | 2 раза в день | 60 минут | |||
закаливающие и другие оздоровительные процедуры | ежедневно | 30 минут | |||
прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) | ежедневно | 70 минут | |||
4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | в течение дня | |||
в гигиенических процедурах | |||||
в одевании, раздевании | |||||
в приеме пищи | |||||
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов) | ежедневно | в течение дня | |||
6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) | ежедневно | 15 минут |
Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 3 до 4лет | Регламент | Примерное распределение времени в день | |
Содержание образования | 1. Регламентированная деятельность(занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.: | Ежедневно/кол-во в неделю/месяц | 42 минуты, в т.ч. |
НОД | Ежедневно.150 мин. в неделю, 600 минут в месяц | 2 раза в день по 15 минут – 30 минут | |
Утренняя гимнастика | ежедневно | 6 минут | |
Развлечение, праздник | 1 раз в неделю | 6 минут | |
Примечание.Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 15 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме. | |||
Содержание образования | 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.: | ежедневно | 4 часа 15минут, в т. ч. |
игра | ежедневно | 75 минут | |
двигательная деятельность | ежедневно | 60 минут | |
предметно-практическая, обследовательская деятельность | ежедневно | 80 минут | |
чтение книг, рассказывание, познавательное общение | ежедневно | 10 минут | |
воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов | ежедневно | 25минут | |
психолого-педагогическое сопровождение | ежедневно | 5 минут | |
Примечание.Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой. | |||
Содержание присмотра и ухода | 3. Организация режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | 6 часов 48 минуты |
сон | ежедневно | 150 минут | |
прогулка | 2 раза в день | 110 минут | |
гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) | 2 раза в день | 48 минут | |
закаливающие и другие оздоровительные процедуры | ежедневно | 30 минут | |
прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) | Ежедневно | 70 минут | |
4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | в течение дня | |
в гигиенических процедурах | |||
в одевании, раздевании | |||
в приеме пищи | |||
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов) | ежедневно | в течение дня | |
6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) | ежедневно | 15 минут |
Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 4 до 5 лет | Регламент | Примерное распределение времени в день | |
Содержание образования | 1. Регламентированная деятельность(занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.: | ежедневно | 58 мин., в т.ч. |
НОД | ежедневно, 200 мин. в неделю, 800 мин. в месяц | 2х20=40 мин. в день | |
Утренняя гимнастика | ежедневно | 8 минут | |
Развлечение, праздник | 1 раз в неделю | 10 минут | |
Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 20 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме. | |||
Содержание образования | 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.: | ежедневно | 4 часа 00 минут, в т. ч.: |
игра | ежедневно | 85 минут | |
двигательная деятельность | ежедневно | 50 минут | |
предметно-практическая, обследовательская деятельность | ежедневно | 40 минут | |
чтение книг, рассказывание, познавательное общение | ежедневно | 30 минут | |
воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов | ежедневно | 30 минут | |
психолого-педагогическое сопровождение | ежедневно | 5 минут | |
Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой. | |||
Содержание присмотра и ухода | 3. Организация режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | 6 часов 47 минут |
сон | ежедневно | 130 минут | |
прогулка | 2 раза в день | 160 минут | |
гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) | 2 раза в день | 27 минут | |
закаливающие и другие оздоровительные процедуры | ежедневно | 30 минут | |
прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) | ежедневно | 60 минут | |
4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | в течение дня | |
в гигиенических процедурах | |||
в одевании, раздевании | |||
в приеме пищи | |||
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов) | ежедневно | в течение дня | |
6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) | ежедневно | 15 минут |
Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 5 до 6 лет | Регламент | Примерное распределение времени в день | |
Содержание образования | 1. Регламентированная деятельность(занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.: | ежедневно | 1ч. 35 мин., в т.ч. |
НОД | 375 мин. в неделю, 1500 мин. в мес. | 3х25=75 минут в день | |
Утренняя гимнастика | ежедневно | 10 минут | |
Развлечение, праздник | раз в неделю | 10 минут | |
Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 25 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме. | |||
Содержание образования | 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.: | ежедневно | 3 часа 50 минут, в т. ч.: |
игра | ежедневно | 80 минут | |
двигательная деятельность | ежедневно | 50 минут | |
предметно-практическая, обследовательская деятельность | ежедневно | 30 минут | |
чтение книг, рассказывание, познавательное общение | ежедневно | 40минут | |
воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов | ежедневно | 25 минут | |
психолого-педагогическое сопровождение | ежедневно | 5 минут | |
Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой. | |||
Содержание присмотра и ухода | 3. Организация режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | 6 часов 20 минут |
сон | ежедневно | 110 минут | |
прогулка | 2 раза в день | 160 минут | |
гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) | 2 раза в день | 20 минут | |
закаливающие и другие оздоровительные процедуры | ежедневно | 20 минут | |
прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) | ежедневно | 60 минут | |
4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | в течение дня | |
в гигиенических процедурах | |||
в одевании, раздевании | |||
в приеме пищи | |||
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов) | ежедневно | в течение дня | |
6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) | ежедневно | 15 минут |
Компоненты и содержание режима пребываниядля детей от 6 до 7 лет | Регламент | Примерное распределение времени в день | |
Содержание образования | 1. Регламентированная деятельность(занятия и другие специально организованные формы работы), в т.ч.: | ежедневно | 1ч. 55 мин., в т.ч. |
НОД | 450 мин. в неделю, 1800 мин. в мес. | 3х30=90 минут в день | |
Утренняя гимнастика | ежедневно | 15 минут | |
Развлечение, праздник | раз в неделю | 10 минут | |
Примечание. Используются интегрированные формы работы и виды деятельности. Длительность одного НОД не более 30 минут. Для равномерного распределения нагрузки на детей разрабатывается расписание с НОД. Предусматривается периодическая смена деятельности во время НОД. Проводятся НОД в игровой форме. | |||
Содержание образования | 2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.: | ежедневно | 3 часа 40 минут, в т. ч.: |
игра | ежедневно | 80 минут | |
двигательная деятельность | ежедневно | 45 минут | |
предметно-практическая, обследовательская деятельность | ежедневно | 25 минут | |
чтение книг, рассказывание, познавательное общение | ежедневно | 40минут | |
воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов | ежедневно | 25 минут | |
психолого-педагогическое сопровождение | ежедневно | 5 минут | |
Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой. | |||
Содержание присмотра и ухода | 3. Организация режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | 6 часов 20 минут |
сон | ежедневно | 110 минут | |
прогулка | 2 раза в день | 160 минут | |
гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет) | 2 раза в день | 20 минут | |
закаливающие и другие оздоровительные процедуры | ежедневно | 20 минут | |
прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) | ежедневно | 60 минут | |
4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.: | ежедневно | в течение дня | |
в гигиенических процедурах | |||
в одевании, раздевании | |||
в приеме пищи | |||
5. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов) | ежедневно | в течение дня | |
6. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия,развитии ребенка) | ежедневно | 15 минут |