
Аннотация
Программа по подготовке к обучению грамоте для детей в возрасте 6-7 лет составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.
Направленность Программы – социально-гуманитарная.
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Обязательный элемент занятий – артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения на развитие речи, пальчиковая гимнастика, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
На занятиях используются различные наглядные средства: раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия. Все тематические занятия снабжены иллюстративными материалами для работы. Данная программа реализовывается в течение одного учебного года.
Цель программы: совершенствование выразительности речи, обогащение словаря, повышение качества и культуры речи, работа над звуковой культурой речи детей. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Задачи программы:
Образовательные:
— Знакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
— Обогащать словарный запас и развивать речь.
Развивающие:
— Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
— Формировать начальные эталоны грамотности;
— Развивать фонематический слух.
Воспитательные:
— Воспитывать любовь и уважение к книгам, литературным произведениям;
— Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
Принципы содержания программы:
За основу формирования программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения.
принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В. А. и др.); принцип воспитывающего обучения;
принцип доступности;
принцип постепенности, последовательности и систематичности;
принцип наглядности;
принцип проблемности.
Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью детей.