Аннотация

Программа по подготовке к обучению грамоте для детей в возрасте 6-7 лет составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное   речевое развитие детей.

         Направленность Программы – социально-гуманитарная.

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Обязательный элемент занятий – артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения на развитие речи, пальчиковая гимнастика, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

На занятиях используются различные наглядные средства: раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия. Все тематические занятия снабжены иллюстративными материалами для работы. Данная программа реализовывается в течение одного учебного года.

Цель программы: совершенствование выразительности речи, обогащение словаря, повышение качества и культуры речи, работа над звуковой культурой речи детей. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Задачи программы:

Образовательные:

— Знакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);

— Обогащать словарный запас и развивать речь.

Развивающие:

— Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

— Формировать начальные эталоны грамотности;

— Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

— Воспитывать любовь и уважение к книгам, литературным произведениям;

— Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

Принципы содержания программы: 

За основу формирования программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения.

принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В. А. и др.); принцип воспитывающего обучения;

принцип доступности;

принцип постепенности, последовательности и систематичности;

принцип наглядности;

принцип проблемности.

Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью детей.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности по обучению грамоте для детей 6-7 лет